zloi_prepod (zloi_prepod) wrote,
zloi_prepod
zloi_prepod

Category:

IV) Спор св. Киприана Карфагенского со св. Стефаном Римским о чиноприеме и его рецепция. Часть 2.

Продолжение. Начало - http://zloi-prepod.livejournal.com/1847.html

Часть 2. Св. Стефан

Св. Стефан, Папа Римский выступил с жесткой критикой позиции св. Киприана и даже отлучил его от Церкви. К сожалению,  сами письма св. Стефана дошли до нас лишь фрагментарно – в пересказах св. Киприана и Фирмилиана.

В соответствии с их пересказами св. Стефан, настаивая на единственности крещения, признавал действительным любое крещение, совершаемое «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», даже если его совершали монтанисты или маркиониты. Данный подход критиковался св. Киприаном:

«Если патрипассиане, антропиане, валентиниане, аппелесиане, офиты, маркиониты и прочие еретические язвы, мечи и яды, развращающие истину, исповедуют вместе с нами одного и того же Отца, одного и того же Сына, одного и того же Духа Святого и одну и ту же Церковь, то потому самому, что вера их одна с нашею, может быть там и одно крещение. Но так как разбирать все ереси и обличать нелепости и бессмыслие каждой из них в частности было бы слишком продолжительно, да и нисколько не утешительно говорить о том, что и знать-то страшно, или стыдно; то мы исследуем пока об одном только Маркионе, о котором упоминается в присланном к нам тобою письме, — может ли быть крещение его основательно. Господь … указывает на Троицу, во имя Которой должны креститься все народы. А Маркион содержит ли сию Троицу? Признает ли того же самого Отца-Создателя, что и мы? Знает ли того же самого Сына-Христа, родившегося от Девы Марии, Который, будучи Словом, стал плотию, понес на Себе грехи наши, победил смерть своею смертию, первый самим Собою предначал воскресение плоти, показав ученикам Своим, что Он воскрес в той же самой плоти? Нет, у Маркиона, да и у прочих еретиков, совсем иная вера; даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующее против святости и истины.10

Еще более жестко позицию св. Стефана критиковал Фирмилиан Кесарийский, указывая на крайний (но вполне логичный) вывод из его позиции. Фирмилиан рассказывает о некоей женщине одержимой бесовской силой. Она «чрез наваждение и чары демонские сделавшая для обольщения верующих, дерзала даже часто подражать совершению евхаристии, освящая хлеб с приличным молением и принося жертву Господу не без таинства обычного славословия; она тоже крестила многих, употребляя обычные и законные слова вопроса, так что, по-видимому, нисколько не отступала от церковного правила Так что же мы скажем о ее крещении, которым, чрез женщину, крестил сам негодный демон? Не уже ли Стефан и его поборники одобрят это крещение?...Можно ли поверить, что даровано отпущение грехов и правильно совершилось возрождение чрез спасительное омовение там, где все имело вид истины, а только производилось по действию демона?» ­- риторически вопрошает Фирмилиан.11

Судя по письмам св. Киприана и Фирмилиана Кесарийского, а также более поздних Отцов, комментировавших этот спор, одним из важнейших аргументов, который приводил в защиту своей позиции св. Стефан – было следование «древней традиции», т.е. Преданию. Св. Стефан настаивал, что Церковь всегда принимала крещение раскольников и еретиков. Св. Киприан в ответ ссылался на историю своей – Карфагенской Церкви – а именно собор при еп. Агрипине (вероятно около 215-217 года): 

«И мы, священники Бога, по Его удостоению поставленные начальниками в Его Церкви, должны знать, что отпущение грехов может быть даруемо только в Церкви и что противники Христа нисколько не могут присваивать себе Его благодати. То же постановил и с общего совета, по здравом рассуждении, утвердил муж блаженной памяти Агриппин, с другими своими соепископами, которые управляли в то время Господнею Церковию в области африканской и нумидийской. Их-то благочестивому, законному и спасительному мнению, согласному с верою и кафолическою Церковию, и мы последовали.12

И в другом письме:
«…у нас это дело отнюдь не новое и не неожиданное, что мы признаем нужным крестить тех, которые от еретиков обращаются к Церкви: тому уже много лет назад, много прошло времени, как собор епископов, бывший под председательством блаженной памяти Агриппина, постановил то же самое, и с тех пор доселе столько тысяч еретиков, в областях наших обратившихся к Церкви, не только не гнушались и не колебались получать благодать животворящей купели и спасительного крещения, но еще разумно и охотно настаивали на этом.» 13

Вообще, вопрос о том, каким был чиноприем из ересей и расколов до св. Киприана – довольно запутанный. Стоит отметить, что св. Киприан, хотя и ссылался на правила Карфагенского собора при Агрипинне, однако счел необходимым собрать новые соборы, т.е. с его точки зрения решений собора при Агрипинне для обоснования его подхода было недостаточно. Возможно дело в том (и об свидетельствуют приведенные выше цитаты), что Агрипинн перекрещивал не раскольников, а еретиков (по мнению Болотова речь идет о монтанистах). Возможно, однако, и другое объяснение: решения собора при Агрипинне были отменены последующими соборами.

Как уже отмечалось, позиция св. Киприана нашла сторонников в Малой Азии. По свидетельству Фирмилиана14, а также св. Динисия Великого15 такой взгляд возобладал в некоторых малоазийских провинциях - Киликии, Каппадокии и Галатии, Икононии и др. Впрочем, св. Дионисий свидетельствует, что и для перечисленных Церквей данный вид чиноприема был изменением (хотя и давним) прежней традиции:
«Это вот я знаю: не сейчас и не только в Африке ввели этот обычай, но уже давно, при епископах, наших предшественниках, в самых многолюдных Церквах и на Соборах братьев в Иконии и Синнаде, и по другим местам было так поставлено»16

Вся остальная Церковь (включая и самого св. Дионисия), по-видимому, в той или иной степени соглашалась со св. Стефаном (по крайней мере в отношении раскольников). Сам св. Дионисий в письме к Дионисию и Стефану, предстоятелям Римской Церкви дал ясный критерий действительности крещения, который принят в Церкви доныне:

"Тех, которые крещены во имя трех Лиц-Отца и Сына и Святого Духа, не следует перекрещивать, хотя бы они и крещены были еретиками, если только еретики эти исповедуют три Лица. А над теми, которые обращаются ко святой церкви от других ересей, пусть будет совершаемо крещение."

О новаторстве позиции св. Киприана писали и последующие Отцы (их слова мы рассмотрим ниже).

В ответ на критику св. Стефана, св. Киприан противопоставляет традиции – разум:

«Итак, напрасно некоторые, будучи опровергаемы разумом, противополагают нам обычай. Как будто обычай выше истины или будто в делах духовных должно следовать не тому, что к лучшему открыто Духом Святым. Ненамеренно погрешающий еще может быть прощен, как говорит о себе самом и блаженный апостол Павел: «бывша мя иногда хульника и гонителя и досадителя, но помилован бых, яко неведый сотворих» (1. Тим. 1:13). Но кто и после Божественного научения и откровения намеренно и с сознанием упорствует в своих заблуждениях, тот грешит уже непростительно; потому что, будучи опровергаем разумом, основывается на одном предубеждении и упрямстве.»17

Подобная рационалистическая критика Предания не могла найти отклик в Церкви. По свидетельству бл. Иеронима в самом Карфагене постановления соборов при св. Киприане было отменено вскоре после его казни: «Те же самые епископы, которые вместе с <Киприаном> постановили перекрещивать еретиков, возвратившись потом к древнему обычаю, издали новое определение».18

Продолжения:

Часть 3. Рецепция спора свв. Киприана и Стефана в Предании
http://zloi-prepod.livejournal.com/2469.html

Часть 4. В чем свв. Киприан и Стефан были согласны?
http://zloi-prepod.livejournal.com/2567.html

_________________________________________________________________

10. Св. Киприан Карфагенский. Письмо к Юбаяну о крещении еретиков.
11. Фирмилиан Кесарийский. Письмо св. Киприану Карфагенскому http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62
12. Св. Киприан Карфагенский. Письмо к Квинту о крещении еретиков
13. Св. Киприан Карфагенский, Письмо к Юбаяну о крещении еретиков
14. Фирмилиан Кесарийский. Письмо св. Киприану Карфагенскому http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62
15. Евсевий Кесарийский. Церковная история, 7,5
16. Там же, 7,7
17. Св. Киприан Карфагенский, Письмо к Юбаяну о крещении еретиков
18. Бл. Иероним Стридонский. Разговор против люцифериан

Tags: Чиноприем
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment